Главная - Сотрудничество - Международное сотрудничество

Международное сотрудничество

Проект METAMATH

С 2013 года Ни­же­го­род­ский го­су­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. Н.И.Лобачевского (ННГУ) участ­ву­ет в меж­ду­на­род­ном про­ек­те ТЕМПУС META-MATH «Со­вре­мен­ные об­ра­зо­ва­тель­ные тех­но­ло­гии при раз­ра­бот­ке учеб­но­го пла­на ма­те­ма­ти­че­ских дис­ци­плин ин­же­нер­но­го об­ра­зо­ва­ния Рос­сии» 543851-TEMPUS-1–2013-1-DE-TEMPUS-JPCR («Modern Educational Technologies for Math Curricula in Engineering Education of Russia», или со­кра­щен­но MetaMath). Про­ект вы­пол­ня­ет­ся в Ин­сти­ту­те ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, ма­те­ма­ти­ки и ме­ха­ни­ки. Ку­ра­то­ром про­ек­та в ННГУ яв­ля­ет­ся про­фес­сор В.И. Шве­цов. Ос­нов­ные ис­пол­ни­те­ли – В.П. Гер­гель, Д.В. Ба­лан­дин, О.А. Ку­зен­ков, Р.С. Би­рю­ков. Сро­ки вы­пол­не­ния про­ек­та: 01.12.2013 – 30.11.2016. Цель про­ек­та со­сто­ит в по­ис­ке пу­тей ре­ше­ния про­блем со­вре­мен­ной ма­те­ма­ти­че­ской под­го­тов­ки в струк­ту­ре выс­ше­го ин­же­нер­но­го об­ра­зо­ва­ния: по­вы­ше­ние мо­ти­ва­ции сту­ден­тов для изу­че­ния ма­те­ма­ти­ки, по­вы­ше­ние ка­че­ства ма­те­ма­ти­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния, пре­вра­ще­ние ма­те­ма­ти­ки для сту­ден­тов в по­нят­ный и есте­ствен­ный ин­стру­мент ин­же­нер­но­го дела та­кой, как, на­при­мер, ком­пью­тер. Уча­стие ННГУ в этом про­ек­те яв­ля­ет­ся од­ним из эта­пов си­сте­ма­ти­че­ской ра­бо­ты по со­вер­шен­ство­ва­нию ма­те­ма­ти­че­ской под­го­тов­ки в рам­ках об­ра­зо­ва­тель­ных на­прав­ле­ний «Фун­да­мен­таль­ная ин­фор­ма­ти­ка и ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии» (ФИИТ) и «При­клад­ная ма­те­ма­ти­ка и ин­фор­ма­ти­ка» (ПМИ), ре­а­ли­зу­е­мых в ин­сти­ту­те ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, ма­те­ма­ти­ки и ме­ха­ни­ки ННГУ (ИИТММ).

Ра­бо­чая встре­ча по про­ек­ту META-MATH (г. Лион, Фран­ция, март 2015 г.)

Ев­ро­пей­ски­ми парт­не­ра­ми в этом про­ек­те яв­ля­ют­ся Тех­но­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет Там­пе­ре (г. Там­пе­ре, Фин­лян­дия); Уни­вер­си­тет зем­ли Саар (г. Са­ар­брюк­кен, ФРГ), Пер­вый Ли­он­ский уни­вер­си­тет им. Кло­да Бер­на­ра (г. Лион, Фран­ция), Тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет Кем­ни­ца (г. Кем­ниц, ФРГ).

В рам­ках вы­пол­не­ния про­ек­та была осу­ществ­ле­на мо­дер­ни­за­ция про­грамм с уче­том ев­ро­пей­ско­го опы­та двух дис­ци­плин ма­те­ма­ти­че­ско­го цик­ла «Ма­те­ма­ти­че­ский ана­лиз» (доц. Е.А. Ря­бо­ва) и «Ма­те­ма­ти­че­ское мо­де­ли­ро­ва­ние (на при­ме­ре про­цес­сов от­бо­ра)» (доц. О.А. Ку­зен­ков). Ос­нов­ные на­прав­ле­ния мо­дер­ни­за­ции со­сто­я­ли во вве­де­ние вы­рав­ни­ва­ю­ще­го обу­че­ния по эле­мен­тар­ной ма­те­ма­ти­ке; по­вы­ше­нии роли са­мо­сто­я­тель­ной ра­бо­ты сту­ден­та пу­тем со­вер­шен­ство­ва­ния ме­то­ди­че­ско­го обес­пе­че­ния, ис­поль­зо­ва­ния про­ект­ных ме­то­дов обу­че­ния, внед­ре­ния си­сте­мы элек­трон­но­го обу­че­ния, уси­ле­ния кон­тро­ля со сто­ро­ны пре­по­да­ва­те­ля.

Де­ле­га­ция ННГУ в Пер­вом Ли­он­ском уни­вер­си­те­те им. Кло­да Бер­на­ра (г. Лион, Фран­ция, 2015 г.)

На сле­ду­ю­щем эта­пе вы­пол­не­ния про­ек­та была про­ве­де­на апро­ба­ция мо­дер­ни­зи­ро­ван­ных про­грамм в учеб­ном про­цес­се ИИТММ. Для это­го в на­ча­ле 2015–16 учеб­но­го года сту­ден­ты пер­во­го кур­са ба­ка­лаври­а­та, по­сту­пив­шие на об­ра­зо­ва­тель­ное на­прав­ле­ние ФИИТ, были раз­де­ле­ны на два по­то­ка. Пер­вый по­ток из 44 сту­ден­тов (две учеб­ных груп­пы) учил­ся по тра­ди­ци­он­ной про­грам­ме ма­те­ма­ти­че­ско­го ана­ли­за, вто­рой по­ток из 23 сту­ден­тов (одна учеб­ная груп­па) учил­ся по мо­дер­ни­зи­ро­ван­ной про­грам­ме. Раз­де­ле­ние на по­то­ки осу­ществ­ля­лось так, что­бы сред­ние по­ка­за­те­ли ре­зуль­та­тов ЕГЭ в этих по­то­ках были при­бли­зи­тель­но рав­ны, то есть, что­бы по­то­ки не от­ли­ча­лись друг от дру­га по вход­но­му уров­ню.

В на­ча­ле обу­че­ния было про­ве­де­но вход­ное те­сти­ро­ва­ние (пре-тест), для вы­яв­ле­ния сте­пе­ни осво­е­ния ком­пе­тен­ций, преду­смот­рен­ных стан­дар­том Ев­ро­пей­ско­го об­ще­ства ин­же­нер­но­го об­ра­зо­ва­ния (European Society for Engineering Education, SEFI) в об­ла­сти эле­мен­тар­ной ма­те­ма­ти­ки и на­чал ма­те­ма­ти­че­ско­го ана­ли­за (уров­ни Zero и пер­вый). За­тем в кон­це се­мест­ра сно­ва было про­ве­де­но те­сти­ро­ва­ние (пост-тест) по ана­ло­гич­ным за­да­ни­ям. Цель те­сти­ро­ва­ния со­сто­я­ла в вы­яв­ле­нии из­ме­не­ния уров­ня осво­е­ния ба­зо­вых ма­те­ма­ти­че­ских зна­ний при раз­лич­ных фор­мах обу­че­ния. Те­сти­ро­ва­ние про­во­ди­лось с по­мо­щью элек­трон­ных средств обу­че­ния (MS SharePoint LMS и СДО MOODLE) в рам­ках раз­ра­бо­тан­но­го в ИИТММ син­хрон­но­го элек­трон­но-управ­ля­е­мо­го кур­са (пред­став­лен­ный на сай­те http://e-learning.unn.ru/). В ор­га­ни­за­ции те­сти­ро­ва­ния при­ни­ма­ли уча­стие Р.С. Би­рю­ков, Г.В. Ку­зен­ко­ва.

Ана­ло­гич­ная апро­ба­ция была про­ве­де­на по кур­су «Ма­те­ма­ти­че­ское мо­де­ли­ро­ва­ние». При этом сту­ден­ты тре­тье­го кур­са на­прав­ле­ния ФИИТ учи­лись по мо­дер­ни­зи­ро­ван­ной про­грам­ме, а сту­ден­ты тре­тье­го кур­са на­прав­ле­ния ПМИ – по тра­ди­ци­он­ной про­грам­ме. В на­ча­ле и в кон­це обу­че­ния про­во­ди­лись пре- и пост- те­сты для вы­яв­ле­ния сте­пе­ни осво­е­ния ком­пе­тен­ций SEFI в об­ла­сти диф­фе­рен­ци­аль­ных урав­не­ний и их при­ло­же­ний (пер­вый – вто­рой уров­ни).

Про­ве­ден­ное ис­сле­до­ва­ние поз­во­ля­ет за­клю­чить о том, что из­бран­ные на­прав­ле­ния мо­дер­ни­за­ции про­грамм яв­ля­ют­ся эф­фек­тив­ным сред­ством по­вы­ше­ния ка­че­ства ма­те­ма­ти­че­ской под­го­тов­ки. Опыт, при­об­ре­тен­ный в ходе вы­пол­не­ния про­ек­та, мо­жет слу­жить ос­но­вой для ре­ше­ния ак­ту­аль­ных про­блем выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния.

Участ­ни­ки ра­бо­чей встре­чи по про­ек­ту META-MATH в ННГУ (г. Ниж­ний Нов­го­род, март 2016)

ПОРТАЛ ПОДДЕРЖКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ

Все новости