A
A
A

Цвет сайта

A
A
Обычная версия
Главная - Об институте - История - Мемориал - Григорий Владимирович Аронович

Григорий Владимирович Аронович

Гри­го­рий Вла­ди­ми­ро­вич Аро­но­вич ро­дил­ся 23 ап­ре­ля 1907 года в Москве. По­сле пе­ре­ез­да ро­ди­те­лей в Ниж­ний Нов­го­род по­сту­пил учить­ся в Ни­же­го­род­ский про­мыш­лен­но-эко­но­ми­че­скйи тех­ни­кум. По­сле окон­ча­ния тех­ни­ку­ма в 1927 году в те­че­ние несколь­ких лет ра­бо­тал эко­но­ми­стом сна­ча­ла в Гос­бан­ке, а за­тем на за­во­де «Крас­ный Якорь». В 1933 году по­сту­пил учить­ся в Ин­ду­стри­аль­ный ин­сти­тут, из ко­то­ро­го по ре­ко­мен­да­ции про­рек­то­ра по на­уч­ной ра­бо­те пе­ре­вел­ся на фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ский фа­куль­тет Горь­ков­ско­го го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. В 1938 году за­кон­чил уни­вер­си­тет и был при­нят в ас­пи­ран­ту­ру по спе­ци­аль­но­сти тео­ре­ти­че­ская фи­зи­ка. Его пер­вым на­уч­ным ру­ко­во­ди­те­лем был из­вест­ный спе­ци­а­лист по тео­рии ко­ле­ба­ний про­фес­сор С.П. Стрел­ков. В свя­зи с пе­ре­ез­дом по­след­не­го на ра­бо­ту в Моск­ву вто­рым на­уч­ным ру­ко­во­ди­те­лем стал про­фес­сор Г.С. Го­ре­лик. В 1941 году Г.В. Аро­но­вич успеш­но за­щи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию на Уче­ном Со­ве­те ГГУ. В ян­ва­ре 1942 года ему была при­суж­де­на уче­ная сте­пень кан­ди­да­та фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ских наук. По­сле за­щи­ты ра­бо­тал сна­ча­ла стар­шим пре­по­да­ва­те­лем на фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ском фа­куль­те­те, а за­тем стар­шим на­уч­ным со­труд­ни­ком Горь­ков­ско­го ис­сле­до­ва­тель­ско­го фи­зи­ко-тех­ни­че­ско­го ин­сти­ту­та в от­де­ле, воз­глав­ля­е­мое ака­де­ми­ком А.А. Ан­д­ро­но­вым. В ап­ре­ле I943 года утвер­жден стар­шим на­уч­ным со­труд­ни­ком по спе­ци­аль­но­сти аэро­ди­на­ми­ка. Од­но­вре­мен­но был до­цен­том на 0,5 став­ки на ка­фед­ре тео­ре­ти­че­ской ме­ха­ни­ки ГГУ. 3 но­яб­ря 1951 года Г.В. Аро­но­вич за­щи­тил дис­сер­та­цию на со­ис­ка­ние уче­ной сте­пе­ни док­то­ра тех­ни­че­ских наук. Тема дис­сер­та­ции “Устой­чи­вость ре­гу­ли­ру­е­мых гид­ро­энер­ге­ти­че­ских си­стем”. За­щи­та про­хо­ди­ла в Ле­нин­град­ском по­ли­тех­ни­че­ском ин­сти­ту­те им. М.И. Ка­ли­ни­на. В 1363 году он стал про­фес­со­ром. с I960 по 1963 год Г.В. Аро­но­вич воз­глав­лял тео­ре­ти­че­ский от­дел в ГИФТИ. В 1953 году пе­ре­шел на ра­бо­ту в ГГУ, в 1964 году стал за­ве­ду­ю­щим ка­фед­рой при­клад­ной ма­те­ма­ти­ки фа­куль­те­та ВМК. При­чем он яв­лял­ся од­ним из ини­ци­а­то­ров со­зда­ния ка­фед­ры. С но­яб­ря I9G8 года в свя­зи с ухуд­ше­ни­ем здо­ро­вья Г.В. Аро­но­вич пе­ре­вел­ся на долж­ность про­фес­со­ра-кон­суль­тан­та ка­фед­ры. Он умер 6 ап­ре­ля 1975 года.

На­уч­ные ин­те­ре­сы Гри­го­рия Вла­ди­ми­ро­ви­ча тес­но свя­за­ны с Горь­ков­ской шко­лой ака­де­ми­ка А.А. Ан­д­ро­но­ва по тео­рии нели­ней­ных ко­ле­ба­ний. Пер­вые на­уч­ные ра­бо­ты Г.В. Аро­но­ви­ча по­свя­ще­ны рас­смот­ре­нию ав­то­ко­ле­ба­ний тел в аэро­ди­на­ми­че­ском по­то­ке. Из­вест­но, что при по­ле­те са­мо­ле­та воз­мож­но воз­ник­но­ве­ние ав­то­ко­ле­ба­ний кры­льев, ру­лей и дру­гих кон­струк­ций (флат­тер) под воз­дей­стви­ем аэро­ди­на­ми­че­ских сил. Флат­тер мо­жет при­ве­сти к раз­ру­ше­нию са­мо­ле­та. По­это­му важ­но вы­яс­нить при­чи­ну воз­ник­но­ве­ния флат­те­ра. Пер­вое ис­сле­до­ва­ние яв­ле­ния флат­те­ра было про­ве­де­но Бла­зи­усом в 1918 году. За­тем по­яви­лись дру­гие ра­бо­ты, в боль­шин­стве из ко­то­рых пред­по­ла­га­лось, что са­мо­воз­буж­де­ние ко­ле­ба­ний воз­мож­но лишь при усло­вии, что кон­струк­ция (кры­ло) об­ла­да­ет по мень­шей мере дву­мя сте­пе­ня­ми сво­бо­ды. Счи­та­лось, что воз­буж­де­ние ко­ле­ба­ний при на­ли­чии од­ной сте­пе­ни сво­бо­ды, на­при­мер, чи­сто­кру­тиль­ных ко­ле­ба­ний, невоз­мож­но. В кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции Г.В. Аро­но­вич до­ка­зал, что воз­ник­но­ве­ние та­ких ко­ле­ба­ний воз­мож­но и ука­зал ме­ха­низм их по­яв­ле­ния.

Опыт экс­плу­а­та­ции ав­то­мо­би­лей и са­мо­ле­тов, при дви­же­нии по­след­них по взлет­но-по­са­доч­ной по­ло­се, по­ка­зал, что в слу­чае до­сти­же­ния объ­ек­том опре­де­лен­ной ско­ро­сти воз­мож­но са­мо­воз­буж­де­ние ко­ле­ба­ний пе­ред­них ко­лес, со­сто­я­щих из по­во­ро­тов от­но­си­тель­но вер­ти­каль­ной оси и бо­ко­вых сме­ще­ний. При­чем та­кие ко­ле­ба­ния воз­ни­ка­ют при езде по ров­ной до­ро­ге и хо­ро­шей ба­лан­си­ров­ке ко­лес. Они по­лу­чи­ли на­зва­ние «шим­ми» и крайне неже­ла­тель­ны. «Шим­ми» пред­став­ля­ют со­бой ав­то­ко­ле­ба­тель­ный про­цесс, они воз­ни­ка­ют и под­дер­жи­ва­ют­ся за счет по­сто­ян­но­го ис­точ­ни­ка энер­гии: ра­бо­та­ю­ще­го дви­га­те­ля. Ис­сле­до­ва­нию «шим­ми» по­свя­ще­но боль­шое ко­ли­че­ство ра­бот, сре­ди ко­то­рых необ­хо­ди­мо от­ме­тить ра­бо­ту М.В. Кел­ды­ша (1945г.). В ней была вве­де­на спе­ци­аль­ная ги­по­те­за о ка­че­нии пнев­ма­ти­ка (ги­по­те­за о него­ло­но­ш­шх свя­зей осо­бо­го типа), со­став­ле­на си­сте­ма урав­не­ний, ис­сле­до­ва­ние ко­то­рой поз­во­ли­ло по­дроб­но разо­брать во­прос об усло­ви­ях по­те­ри ко­ле­сом устой­чи­во­сти. Аро­но­вич по­ла­гал, что воз­буж­де­ние «шим­ми» за­ви­сит не толь­ко от упру­гих свойств пнев­ма­ти­ка и дей­ствия цен­тро­беж­ной силы, но и от пу­те­вой устой­чи­во­сти ав­то­мо­би­ля в це­лом. В ней ка­че­ствен­но с по­мо­щью диа­грам­мы Выш­не­град­ско­го разо­бран слу­чай упру­го­го пнев­ма­ти­ка в пред­по­ло­же­нии спра­вед­ли­во­сти ги­по­те­зы уво­да и слу­чай аб­со­лют­ной бо­ко­вой жест­ко­сти шин. По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты были вы­со­ко оце­не­ны М.В. Кел­ды­шем, а Г.В. Аро­но­вич по­лу­чил при­гла­ше­ние на ра­бо­ту в Моск­ву. Од­на­ко, Г.В. Аро­но­вич от при­гла­ше­ния от­ка­зал­ся.

Ра­бо­ты, свя­зан­ные с изу­че­ни­ем ав­то­ко­ле­ба­ний тел в по­то­ке, во мно­гом опре­де­ли­ли на­прав­ле­ние даль­ней­шей на­уч­ной де­я­тель­но­сти Гри­го­рия Вла­ди­ми­ро­ви­ча: при­ло­же­ние тео­рии нели­ней­ных ко­ле­ба­ний к за­да­чам гид­ро­тех­ни­ки. По­лу­чен­ные им ре­зуль­та­ты по ис­сле­до­ва­нию вли­я­ния гид­рав­ли­че­ско­го уда­ра на устой­чи­вость ре­гу­ли­ро­ва­ния во­дя­ных тур­бин, по устой­чи­во­сти ре­жи­мов в на­пор­ных си­сте­мах ГЭС с урав­ни­тель­ны­ми ре­зер­ву­а­ра­ми, по устой­чи­во­сти гид­ро­элек­три­че­ских стан­ций и энер­ге­ти­че­ских си­стем сде­ла­ли Г.В. Аро­но­ви­ча од­ним из из­вест­ных спе­ци­а­ли­стов в этой об­ла­сти. Преж­де, чем го­во­рить бо­лее по­дроб­но о неко­то­рых из этих ре­зуль­та­тов, хочу рас­ска­зать о сле­ду­ю­щем. С Г.В. Аро­но­ви­чем я впер­вые по­зна­ко­мил­ся в 1950 году, ко­гда был сту­ден­том вто­ро­го кур­са фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ско­го фа­куль­те­та ГГУ. Он на­чал чи­тать нам лек­ции по тео­ре­ти­че­ской ме­ха­ни­ке. Од­на­жды при­шел в ауди­то­рию при­ят­ный муж­чи­на лет со­ро­ка с вни­ма­тель­ны­ми гла­за­ми и доб­ро­же­ла­тель­ной улыб­кой, до­стал из порт­фе­ля об­щую тет­радь в ко­лен­ко­ро­вом пе­ре­пле­те, по­ло­жил её на ка­фед­ру ( в то вре­мя в ауди­то­ри­ях еще сто­я­ли ка­фед­ры, и лек­ция на­ча­лась. Аро­но­вич Г.В. очень чет­ко из­ла­гал ма­те­ри­ал, со­про­вож­дая его про­ду­ман­ны­ми ри­сун­ка­ми и ак­ку­рат­но на­пи­сан­ны­ми на дос­ке фор­му­ла­ми. Прак­ти­че­ские за­ня­тия за Гри­го­ри­ем Вла­ди­ми­ро­ви­чем в на­шей груп­пе вела Б.И. Та­ра­со­ва, сим­па­тич­ная жен­щи­на, в ко­то­рую маль­чи­ки из груп­пы бук­валь­но влю­би­лись. Так про­дол­жа­лось в те­че­ние се­мест­ра, по­том был эк­за­мен, ко­то­рый про­шел успеш­но во мно­гом бла­го­да­ря Г.Б. Дво­ек прак­ти­че­ски не было, от­но­ше­ние со сто­ро­ны эк­за­ме­на­то­ра к сда­ю­ще­му са­мое бла­го­же­ла­тель­ное. За­тем Г.В.Аронович про­чи­тал нам курс лек­ций по гид­ро­аэро­ме­ха­ни­ке. Ю.И. Ней­марк в это же вре­мя чи­тал лек­ции по ма­те­ма­ти­че­ской фи­зи­ке. Г.В. и 10.И. свя­зы­ва­ли очень доб­рые от­но­ше­ния и их ча­сто мож­но было встре­тить на фа­куль­те­те бе­се­ду­ю­щи­ми. Ви­ди­мо, по­это­му в гяа-зах у меня, ко­гда вспо­ми­наю 50-е годы, Г.В. и Э.И. сто­ят вме­сте. В 1962 году Г.В. пред­ло­жил мне тему ди­плом­ной ра­бо­ты, свя­зан­ную с ис­сле­до­ва­ни­ем устой­чи­во­сти в ма­лом ста­ци­о­нар­но­го про­цес­са в на­пор­ной си­сте­ме ГЭС с ft — по­сле­до­ва­тель­но вклю­чен­ны­ми урав­ни­тель­ны­ми ре­зер­ву­а­ра­ми. За­да­чу уда­лось ре­шить, ис­поль­зуя ме­тод Д -раз­би­е­ния Ю.И. Ней­мар­ка, ко­неч­но, при боль­шой по­мо­щи Г.В. Аро­но­ви­ча. В 1953 году Г.В. Аро­но­вич и Ю.И. Ней­марк ( в то вре­мя до­цен­ты) по­лу­чи­ли раз­ре­ше­ние Ми­ни­стер­ства на ру­ко­вод­ство аспирантами.В но­яб­ре того же года я стал пер­вым, ас­пи­ран­том у Г.В., а Л.В.Беспалова пер­вой ас­пи­рант­кой у О.И.

В ка­че­стве дис­сер­та­ци­он­ной темы мне была пред­ло­же­на за­да­ча об устой­чи­во­сти ре­жи­мов в на­пор­ной си­сте­ме ГЭС с диф­фе­рен­ци­аль­ным урав­ни­тель­ным ре­зер­ву­а­ром. Про­цес­сы в та­кой ме­ха­ни­че­ской си­сте­ме опи­сы­ва­ют­ся обык­но­вен­ны­ми нели­ней­ны­ми диф­фе­рен­ци­аль­ны­ми урав­не­ни­я­ми. Несколь­ко слов о том, по­че­му у Г.В. по­явил­ся ин­те­рес к ис­сле­до­ва­нию устой­чи­во­сти про­цес­сов з на­пор­ных си­сте­мах ГЭС с урав­ни­тель­ны­ми ре­зер­ву­а­ра­ми. Из­вест­но, что ака­де­мик А.А. Ан­д­ро­нов вни­ма­тель­но сле­дил за на­уч­ной и тех­ни­че­ской ли­те­ра­ту­рой, пуб­ли­ку­е­мой в СССР и за ру­бе­жом, и за­но­сил наи­бо­лее ин­те­рес­ные ре­зуль­та­ты на кар­точ­ки. Кста­ти, Г.В. Аро­но­вич в этом от­но­ше­нии сле­до­вал за А.А. Ан­д­ро­но­вым. Он был хо­ро­шо зна­ком с на­уч­ной ли­те­ра­ту­рой, за­бо­тил­ся о раз­ви­тии биб­лио­тек ГИФТИ, НИИ ГАК, а так­же на­уч­ной биб­лио­те­ки уни­вер­си­те­та, яв­ля­ясь чле­ном биб­лио­теч­но­го Со­ве­та ГГУ. Име­лась у Г.В. за­вет­ная тет­ра­доч­ка, в ко­то­рую он за­пи­сы­вал по­ста­нов­ки ме­ха­ни­че­ских за­дач в опуб­ли­ко­ван­ных раз­ны­ми ав­то­ра­ми ра­бо­тах. Во вто­рой по­ло­вине 40-х го­дов про­шло­го века про­изо­шла ава­рия на од­ной из ГЭС Швей­ца­рии, по­стро­ен­ной в го­рах. При стро­и­тель­стве ГЭС в гор­ных усло­ви­ях име­ет­ся опре­де­лен­ная спе­ци­фи­ка: зда­ние, где на­хо­дит­ся тур­бин­ный зал, мо­жет рас­по­ла­гать­ся на до­ста­точ­но боль­шом рас­сто­я­нии от во­до­хра­ни­ли­ща, что свя­за­но в част­но­сти с во­про­са­ми удоб­ства стро­и­тель­ства. При­ве­дем ти­пич­ную для это­го слу­чая кар­ти­ну.

Я.К. Лю­бим­цев

Все новости